«Идея путешествия пришла ко мне спонтанно, — вспоминает Жан. — Потеря работы стала для меня ударом в спину — точкой, в которой мне захотелось что-то поменять. Я начал много ходить, чтобы поправить здоровье, и вдруг задумался: сколько дней потребуется для того, чтобы добраться пешком из Монреаля до Нью-Йорка? Или до Мексики? До любой точки мира?»
Жан пришел домой и набросал примерную карту маршрута. По его предварительным расчетам, на кругосветное путешествие пешком потребовалось бы около десяти лет. С собой он решил взять удобную трехколесную тележку, палатку, спальный мешок и аптечку. Бюджет предстоящего кругосветного пешего путешествия составил 4000 канадских долларов — это всё, что у него осталось после продажи бизнеса. «Я мечтал о том, чтобы полностью потерять связь с происходящими в мире событиями, — вспоминает Жан. — У меня не было даже сотового телефона до того, как я оказался в Европе».
Рано утром 18 августа 2000 года, в свой день рождения, Жан вместе с сыном выкатили тележку на улицу. «Мы подождали до 9 утра, когда пришли наши друзья, и не могли понять, счастливый это день или грустный, — говорит Жан. — Мой отец, моя беременная дочь, жена — все были там. Моя жена Люси за несколько дней до этого отправила приглашения журналистам, но никто в итоге не пришел. В 9 часов Люси сказала мне: „Мне кажется, тебе пора идти“. Мы просто обнялись, я свернул за угол — и в следующий раз мы увиделись лишь через много месяцев».
Из дома Жан отправился в сторону США. «Мне сказали, что американцы примут меня за бездомного и тут же депортируют из страны, — усмехается Жан. — Так что я боялся одного: что мое кругосветное путешествие закончится прямо там, на американской границе. В то время я еще не очень владел английским, так что на вопрос пограничника, куда я направляюсь, ответил: „Я идти в Мексику и Америку пешком“. Помолчав, он спросил меня: „Может, вам хотя бы принести воды?“»
Войдя в США с севера, Жан по берегу Атлантического океана дошел до Южной Америки, там взял правее и двинулся по берегу Тихого. В одиночку пересек чилийскую пустыню Атакама, в Аргентине повернул налево и перешел на другую сторону материка. Здесь перед Жаном возникла небольшая водная преграда в виде Атлантического океана. Но тут случилось чудо. Местная авиакомпания, узнав о его путешествии, подарила ему билет на самолет: так Жан перебрался в Южную Африку и оттуда снова двинулся пешком.
В Ливию Жана не пустили (отказав в визе), и вместо нее он направился в Марокко, откуда двинулся в Европу и ненадолго заглянул в Англию. В Россию он идти не решился из-за зимних холодов и вместо этого пошел в Индию, Китай и Южную Корею, где, по его словам, встретил одних из самых доброжелательных людей в мире. Затем прошел через Филиппины, пересек Малайзию, Австралию и, наконец, дошел до Новой Зеландии, откуда вернулся обратно в Канаду.
Деньги у Жана закончились еще на Американском континенте, так что ему пришлось бороться со своей природной застенчивостью, чтобы просить людей оказать ему помощь. «У меня не очень хорошо получается попрошайничать, но это пришло как-то естественно, — говорит Жан. — Я довольно стеснительный, но оказалось, что это в некотором смысле очаровывает людей». Беливо рассказал мне, что никогда сам не просил еду бесплатно — зачастую люди сами предлагали ему пищу. «В Индонезии и Африке можно было отлично поесть на один доллар. Но даже эти деньги люди отказывались брать, узнав мою историю». Более того, за время путешествия по Америке Жан даже заработал около 600 долларов. «Люди прямо на дороге останавливались и спрашивали: „Что ты делаешь, сумасшедший?“ Иногда, услышав о том, что я направляюсь пешком к Южной Америке или собираюсь пересечь мир пешком, они просто засовывали двадцать или пятьдесят долларов мне в карман. Я экономил на всем, и этих денег мне хватало надолго».
Его путешествие продолжалось одиннадцать лет. Всё это время они встречались с женой раз в год — чтобы отпраздновать вместе Рождество. За четыре тысячи ночей, проведенных в пути, Жану не всегда легко удавалось найти приют. «Большую часть времени я сам искал место, чтобы выспаться: проходил по три-четыре километра, пока не находил безопасный уголок. В Америке я иногда стучался в семь домов подряд, пока не находил ночлег, — рассказывает он. — Иногда из-за постоянной ходьбы я чувствовал себя настолько уставшим, что у меня не хватало терпения улыбаться и подробно объяснять людям, что я ищу ночлег. Тогда приходилось искать приют в местах, где это не позволено — на городских улицах, в парках, рядом с бездомными».
Беливо подсчитал, что за время путешествия его приютили 1600 семей, примерно столько же ночей он провел в палатке, остальное — в пожарных частях, полицейских участках, церквях, ночлежках для бездомных, больницах и школах. Самый курьезный случай произошел в Южной Африке. Жан попросил пустить его переночевать в пустовавшую тюремную камеру и задержался там на несколько часов больше, чем рассчитывал. Охранник из утренней смены подумал, что Жан — очередной преступник, выдающий себя за невиновного.
За время своего отсутствия дома Жан дважды стал дедушкой, узнал о смерти своего отца и познакомился со своей внучкой в Германии. В Перу какой-то мальчик долго бежал впереди Жана, что-то настойчиво ему крича и отдавая в руки. Оказалось, что он хотел передать ему три горячие картофелины. В Египте Жан бесплатно вылечил зубы, в Индии получил в подарок солнцезащитные очки, в Судане попробовал на вкус жуков и змей, а в Алжире перенес операцию и две недели бесплатно провел в больнице. В Филиппинах во время пересечения опасного участка на острове Минданао Жана сопровождала целая армия из 30 вооруженных базуками солдат, вместе с которыми он скандировал «Мы хотим мира». В чилийской пустыне Атакама ночью Жана едва не загрызла пума, однако, внезапно потеряв интерес к спальному мешку Жана, хищник скрылся.
Но главное из произошедшего с Жаном за время его путешествия были даже не приключения, а понимание того, что материальный успех иллюзорен и не является обязательным условием счастливой и насыщенной жизни. «Я уже не тот парень, что отправлялся в путь 11 лет назад, — говорит Жан. — Тот человек исчез, умер. У меня та же личность, но теперь я чувствую себя богачом. Я научился многому у людей. Мы все ослеплены деньгами вокруг — так много рядом ловушек вроде „купи это, и будешь счастлив“. Я не хочу больше играть в эти игры — за свое путешествие я встречал множество счастливых людей, у которых совсем не было денег. Это изменило мое мнение об истинных ценностях».
Жан вернулся домой в Канаду в январе этого года в возрасте 56 лет. За 11 лет он обошел пешком Землю, преодолел в общей сложности 76 тысяч километров, сносил 49 пар обуви и пересек 64 страны. Домой он вернулся, как и в начале путешествия, банкротом. Только больше его это не тревожило. «Опыт и знания, которые у меня сейчас есть, гораздо ценнее денег», — уверен Жан.
Когда мы говорили с ним, у Жана были сразу две новые цели: передать полученные знания в автобиографии и не сорвать дедлайн, который установил ему издатель для сдачи рукописи в печать.
У него получилось и то и другое.