После создания в начале 60-х гг XX века большого количества независимых государств на территориях, которые были колонизированы белыми европейцами, жизнь на континенте, вопреки ожиданиям не только не улучшилась, а во многих местах стала значительно хуже. Вместо белых колонизаторов к власти пришли местные царьки со своими амбициями, жаждой безраздельной власти, отсутствием опыта управления государством. Десятилетиями континент раздирали междоусобицы, лилась кровь во время межэтнических чисток. Чудовищная коррупция в государственных аппаратах, дичайшая бедность, отсутствие социальной защиты, голод и болезни — вот, что такое Африка второй половины XX века и в большей своей части и сейчас. В Африку, управляемую вождями полудиких племен, вкачивались огромные средства с Запада и Востока, однако все это шло впрок только в малой степени, а по большей части направлялось на роскошную жизнь новоявленных лидеров и горы оружия, чтобы нападать на одних соседей и защищаться от других. Получение независимости африканцами, о которых так пекся весь сочувствующий им цивилизованный мир, привело к разрушению того, что было построено деятельными и умелыми колонистами. Так исчезла Южная Родезия, уровень жизни в которой для белых и черных был на порядок выше, чем в соседних с ней странах. На ее месте появилась карикатурная Зимбабве с её гиперинфляцией космических масштабов и царьком, сидящим на троне уже почти сорок лет. Так постепенно разрушается Южно-Африканская Республика, из которой выживают наиболее дееспособную часть населения — потомков белых колонистов-африканеров голландского, английского и немецкого происхождения. Императоры-людоеды, наркоманы и садисты, казнокрады и сластолюбцы, просто дураки — кто только не управлял африканскими странами в XX веке.
Среди африканских царьков с причудами запомнился бессменный в течение 33 лет первый президент независимого Кот д’Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи (Félix Houphouët-Boigny). Он пришел к власти в 1960 году, когда де Голль подарил независимость французским колониям, и оставался на своем посту до самой смерти в 1993-м. В 1983 году президент Уфуэ-Буаньи вдруг решил перенести столицу страны из самого крупного в стране города Абиджан в свою родную деревню Ямусукро, где на тот момент оставалось всего несколько домов. На месте деревни было решено построить административный центр Кот д’Ивуара, но не только. В голову престарелому президенту пришла идея поразить мир строительством гигантской католической церкви — самой большой на планете! Это была, конечно, совершенно дикая затея — тратить средства одной из самых беднейших стран Африки на подобное развлечение. К тому же, в Кот д’Ивуаре количество католиков никогда не превышало 20%.
Однако, желание царя — закон для его подданных. И работа закипела. Для строительства собора был нанят ливанский архитектор Пьер Фахури. Через некоторое время он представил свой проект — это была почти точная копия собора Святого Петра в Ватикане, где к тому времени уже обеспокоились экстравагантной затеей президента Уфуэ-Буаньи. Папа римский Иоанн Павел II даже лично обратился к нему с просьбой не делать собор в Ямусукро выше, чем оригинал в Ватикане. Уфуэ-Буаньи согласился, но потом, после установки гигантского золотого креста на куполе, церковь в новой столице страны все равно стала выше ватиканской.
Интересно, что при всем этом церковь, получившая имя Пресвятой Девы Марии Мира (Notre Dame de la Paix) не стала кафедральным собором. Собор находится рядом, там же, где и резиденция епископа (небольшое здание слева на фото).
Так рядом с маленькой африканской деревней появилась самая большая церковь в христианском мире, которая позже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Это чудовищное по своим размерам сооружение высотой в 158 м и площадью в 30 000 м² строили четыре года. Для строительства было использовано более 120 000 м² итальянского мрамора. Во Франции заказали огромные витражи площадью 70 000 м². Забавная деталь — тщеславный президент ивуарийцев пожелал, чтобы его образ был запечатлен на одном из витражей рядом с фигурой Христа.
В зале были установлены 7000 кресел с индивидуальными системами кондиционирования и оборудованы места для еще 11 000 человек.
На площади, вымощенной мрамором и гранитом, могут находиться одновременно до 300 000 человек! Больше, чем всё нынешнее население столицы страны, в которой почти половина исповедует ислам, а христиан-католиков всего 17,2%.
Строительство этого монстра обошлось казне (по разным оценкам) от 300 до 400 млн долларов, что, как пишут, увеличило государственный долг Кот д’Ивуара вдвое. И это в стране, которая по уровню доходов населения находится на 181-м месте в мире. На открытие церкви президент Уфуэ-Буаньи с большим трудом уговорил приехать Иоанна Павла II. Для него, собственно, и было построено здание резиденции, где теперь кафедральный собор. Папа римский приехал с одним условием — рядом с гигантской церковью должна быть построена больница для бедных. Уфуэ-Буаньи пообещал и папа приехал. Больницу, конечно, никто строить не стал — всё ограничилось торжественной закладкой камня в фундамент.
Президент Уфуэ-Буаньи вскоре охладел к своему детищу, которое он подарил Ватикану. Сейчас в церковь почти никто не ходит, она стоит на пустынной окраине Ямасукро, покинутая, как кажется, всеми. Нотр-Дам-де-ла-Пэ была отдана Ватиканом в пользование польским паллотинцам — их общество тратит на содержание здания церкви 1,5 млн долларов в год.
Вот так странно выглядит Нотр-Дам-де-ла-Пэ в окружении неказистых домиков Ямасукро. Памятник дурацкому тщеславию маленького африканского царька.